ВСЕ ВМЕСТЕ КОВАЛИ ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Мир отмечает 80‑летие Победы в Великой Отечественной войне. Это подвиг всего советского народа многонациональных республик, в прошлом — советского государства.
Торжества по случаю этой исторической даты есть дань памяти и уважения тем, кто на фронтах и в тылу ковал Великую Победу. При этом нужно как можно больше охватить и вспомнить поименно участников войны и тыла.
Вместе с тем это есть урок для подрастающего поколения в части патриотизма и любви к Родине. Особенно актуально, когда есть реалии искажений исторических событий и попыток переписать историю.
В нападении фашистской Германии участвовали практически все европейские государства, их экономика работала на войну. Не учли один из факторов их разгрома в войне, которая была самой жестокой и кровопролитной в мире, а именно — историческую дружбу и любовь к своему Отечеству многонационального народа республик СССР.
В контексте изложенного наш Президент Касым-Жомарт Токаев в интервью российской газете «Известия» сказал, что отношения между Казахстаном и Россией имеют богатое прошлое и блестящее будущее. При этом аргументировал, что дружба между народами Казахстана и России имеет длительную историю и уходит в глубину веков.
В борьбе с фашизмом около 1,2 млн казахстанцев ушли на фронт, 500 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В настоящее время при современных технологиях несложно заполучить сведения о войне.
Казахстанцы героически сражались в крупных боях. Придав значение защите города Москвы. В октябре 1941 года армии Западного и Резервного фронтов попали в окружение. При этом части Красной армии продолжали сражаться, сковав не один десяток немецких дивизий, которые не могли продолжить наступление. Несмотря на это, противник прорвал оборону и продолжил наступление в сторону Москвы.
Возникла крайне сложная ситуация в обороне столицы, поэтому на Западный фронт, на Волоколамское направление, была переброшена 316‑я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова, сформированная из жителей Казахской и Киргизской ССР. Если быть более точным по этническому признаку, то ее состав был многонациональный.
В ключевых сражениях под Москвой дивизии наносили серьезные потери противнику, как живой силе, так и военной технике, при этом сковывали наступательное продвижение передовым соединениям немецкой группы армий «Центр» на Москву, что повлияло на успешную организацию контрнаступления по разгрому врага под Москвой. За отвагу и мужество в боях под Москвой 316‑я дивизия была награждена орденом Боевого Красного Знамени и была преобразована в 8‑ю Гвардейскую стрелковую дивизию и удостоена наименования ее первого командира Ивана Панфилова.
Акцентируя внимание на участии казахстанцев в ключевых сражениях, имевших стратегическое значение и символизирующих несостоятельность плана «Барбаросса», суть которого заключался в том, чтобы за несколько месяцев нанести сокрушительное поражение Красной армии и захватить СССР, следует отметить, что особое значение придавалось захвату города Ленинграда.
Командование Северной группы немецко-фашистских войск посчитало, что сопротивление частей Красной армии уже сломлено, и Ленинград ими будет взят. Однако план овладения городом с ходу провалился, почти месяц немецкие войска топтались перед позициями наших дивизий. И в этом есть заслуга казахстанцев. Так, бойцы 310‑й стрелковой дивизии, которые в сентябре 1941 года провели свое первое сражение за Ленинград в волховских лесах и болотах, в результате последующих сражений сорвали планы врага сомкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда. На месте первых боев дивизии установлен памятник — у села Синявино Ленинградской области. Из воспоминаний комбата дивизии В. И. Фомина: «Наша 310‑я нанесла удар на юг, выбив врага из населенных пунктов Путилово, Крутой Ручей, Апраксин городок, станция Мышкино, Поречье, Так, в сентябре тяжелого и грозного сорок первого года произошло крещение нашей дивизии, участвовавшей в сражениях за Ленинград. Последующие осенние месяцы и зиму 1941—1942 годов дивизия не выходила из кровопролитных боев на различных участках фронта». В кровопролитных сражениях дивизия имела значительные потери среди личного состава. Погиб почти весь 1084‑й полк. Ожесточенные бои шли в районе Городища. В конечном итоге все остатки дивизии были сведены в один полк. Дополню от себя: наша семья в 1940—1947 годах проживала в одном из поселков (примерно более 100 км от города Акмолинска). В начале войны все мужчины призывного возраста были мобилизованы и зачислены в 310‑ю дивизию, из которых никто с фронта домой не возвратился, в том числе и мой отец. Да, не одну семью в Казахстане не обошло такое горе. А если говорить в целом о войне, то не одну сотню тысяч семей.
Относительно формирования дивизии. Летом 1941 года при ее формировании в городе Акмолинске ее бойцами стали жители Кустанайской, Карагандинской областей, города Акмолинска и близлежащих районов. В состав дивизии также вошли выпускники Алматинского военного училища. На момент формирования дивизия состояла на 40 % из казахов, на 30 % — из русских, на 25 % — из украинцев, на 5 % — из представителей других национальностей. За проявленное мужество в боях дивизия удостоена почетного наименования Новгородской и награждена орденом Красного Знамени и орденом Ленина.
Бесспорно, одним из ключевых факторов Победы является экономика. Казахстан превратился в мощный арсенал фронта, так как республика была ориентирована на военные нужды. В этом аспекте Глава государства Касым-Жомарт Токаев в интервью телеканалу «МИР» отметил, что в первые месяцы войны в Казахстане были преобразованы крупнейшие промышленные предприятия из оккупированных регионов России, Украины, Белоруссии. Это предприятия цветной металлургии, легкой, пищевой, текстильной промышленности. При этом Касым-Жомарт Токаев сказал, что основой этому послужило то, что индустриальный потенциал республики, наличие ее природных ресурсов позволили в Казахстане еще до войны создать мощную топливно-энергетическую и сырьевую базу. Продолжая о своевременности создания сырьевой базы и образования предприятий, весьма востребованных как в народном хозяйстве, так и в военной промышленности, следует вспомнить тех, кто стоял у истоков их создания.
Лидером в этом был Сатпаев Каныш Имантаевич. Он относится к числу ученых с мировым именем, который при жизни достиг претворения в реальность своих научных замыслов. Был высоким профессионалом, практиком инженерной геологии: в 16 лет он руководил предприятием в Жезказгане.
Каныш Имантаевич после завершения учебы, работая в Атбасарском тресте цветных металлов, по личной инициативе изучал геологические материалы. Следует обратить внимание на хищнический подход англичан на разработку месторождений, а это означает, что они проводили разведку только наиболее обогащенных медью участков, верхних горизонтов месторождения, что ставило Жезказган в разряд мелких и малоперспективных месторождений Казахстана. Однако Каныш Имантаевич научно обосновал обратное. Когда он поделился своими планами с некоторыми учеными-практиками, в частности, с Яговкиным И. С., то этот план посчитали нереальным, поскольку на подготовку специалистов по бурению потребуются долгие годы, да и жезказганские недра не оправдают таких затрат.
В 1929 году Каныш Имантаевич, будучи начальником Жезказганской геологической конторы, стал руководить проведением геолого-разведочных работ. В 1932 году в весьма трудных материально-технических условиях, но с высокой эффективностью проведенных работ под его руководством, был доказан крупный масштаб Жезказганского месторождения и целесообразность создания на его базе мощного горно-металлургического комплекса.
Таким образом, геологи доказали перспективность промышленных запасов месторождений, и это способствовало обеспечению сырьем Карсакпайского металлургического завода, продукция которого была востребована как в народном хозяйстве, так и в укреплении обороны государства.
На страницах газеты «За медь» от 18 марта 1941 года была опубликована телеграмма: «Карсакпай, геологоразведочная контора, т. Сатпаеву. Копия: тт. Прокопьеву, Джангабулову, Кудабаеву. Горячо приветствую коллектив геологов Жезказгана в связи с получением им переходящего Красного Знамени Наркомцвета и ЦК профсоюза. Уверен, что коллектив геологов и впредь будет работать над комплексным изучением богатств Жезказгана и добьется в 1941 году увеличения запасов металла и тем самым сделает новый вклад в дело укрепления обороны нашей Родины. Народный комиссар цветной металлургии П. Ломако». 13 марта 1941 года П. Ф. Ломако за успех в расширении сырьевой базы цветной металлургии наградил работников геологической конторы знаком «Отличник социалистического соревнования цветной металлургии»: Е. А. Левина, С. Ш. Сейфуллина, В И. Штифанова, П. В. Прокопьева, У. Джангабулова, А. Д. Никитина, Е. Бекенисова, М. Тунгушпаева, Ж. Сеилова, К. Темирбаева, Е. Байсалбаева; «Похвальным листом»: Ж. Таикибаева, А. В. Фесенко, П. Зачиняева, Т. Зверинчева, К. И. Сатпаева.
Во время войны Карсакпайский медьзавод занимался не только выпуском меди, но и переориентировался на выпуск военной продукции. Из существующих источников есть информация, что каждая четвертая пуля для фронта отлита в указанном заводе, и на нем было отлито 32 тысячи корпусов для мин. Оценивая успех коллектива геологов в трудные для страны времена, считаю важным рассказать о соратниках, единомышленниках Каныша Имантаевича.
В возрасте 16 лет (до июля 1962 года, с перерывом службы в рядах Советской Армии) я работал в геологической партии, экспедиции, предприятие было преобразовано в экспедицию. Изначально работал младшим буровым рабочим, в дальнейшем — сменным, старшим буровым мастером. Затем по рекомендации партийных органов был направлен на службу в правоохранительные органы.
На тот период (до 1956 года) большинство сменных и старших мастеров принял на работу именно Каныш Имантаевич. Поэтому считаю нужным назвать его соратников и единомышленников.
Его соратником был патриарх геологов Жезказгана, Герой Социалистического Труда Василий Иванович Штифанов, который от своего учителя и друга Каныша Имантаевича принял предприятие, которое возглавлял с 1941 по 1982 год домой. В трудных условиях военного и послевоенного времени положительно решались вопросы увеличения промышленных запасов месторождений. С. Ш. Сейфуллин в своей статье от 29.09.1944 на страницах газеты «За медь» написал, что первой актуальной задачей перед коллективом ГРП во время войны было выявление и форсирование разведки богатых участков месторождения, которые могли быть освоены без больших затрат — при помощи мелких шахт и карьеров. Геологи с этой задачей справились успешно.
К числу его соратников следует отнести Саида Шагимерденовича Сейфуллина, который после окончания учебы прибыл в Жезказган на работу. Он — один из главных помощников К. И. Сатпаева по камерной геологической обработке материалов, разведке Жезказгана, изучению его особенностей. Работал геологом, главным инженером Жезказганской ГРП, в дальнейшем — член-корреспондент АН КазССР.
Это и Павел Васильевич Прокопьев, его в 1931 году Каныш Имантаевич принял на работу младшим коллектором, затем он был заместителем К. И. Сатпаева, а также начальником геологического отряда по разведке Жездинского месторождения. По завершении трудовой деятельности руководил работой одного из ведущих буровых участков. Всего на одном предприятии он проработал более 48 лет.
Были и другие соратники у Каныша Имантаевича, когда он работал в Жезказгане, но я указал тех, с которыми великий ученый работал и общался не один год.
Продолжение следует...
Николай Яресько,
подполковник милиции в отставке,
Почетный ветеран органов
внутренних дел Казахстана.